Закрыть ... [X]

Отношение к морально-этическим проблемам

Главная - Гуманитарные - Этика

Тип работы: Дипломная Предмет: Этика Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Дипломная работа

на тему: Проблемы биологической этики в моральном сознании старших школьников

Характеристика работы

1. Цель научной работы: Исследовать отношение старших школьников к наиболее острым проблемам медицинской этики — репродукции человека, клонированию, эвтаназии и другим; к проблемам экологической этики.

2. Методы проведения исследования: Решение теоретических задач осуществляется анализом и обобщением философской, теологической, деонтологической и медико-биологической литературы, связанной с предметом исследования. В собственном исследовании используется так называемый закрытый опросник: предлагается вопрос и несколько стандартных вариантов ответа. Опросник состоит из двух независимых частей: методика «медицинская этика» и методика «экологическая этика».

3. Основные результаты научного исследования (научные, практические):

Научные: Проанализирована литература по морально-этическим сторонам наиболее актуальных на сегодняшний день проблем биоэтики. Приводится сравнительный анализ концепций биоэтики и смежных понятий: «медицинская», «биомедицинская», «экологическая» этика.

Подтверждена гипотеза о наличии в моральном сознании старших школьников, относительно морально-этических аспектов важнейших проблем биоэтики, специфических особенностей, а также правомерность использования типологического подхода к исследованию представлений о проблемах биоэтики.

Практические: Впервые предпринята попытка эмпирическим путем изучить и описать отношение старших школьников к некоторым морально-этическим аспектам проблем биоэтики. Это дает возможность дальнейших сравнительных исследований.

Проанализированы и описаны возрастные, гендерные различия по рассматриваемым проблемам, а также типологические особенности.

Результаты, которые были получены в ходе исследования, предоставляют возможность учитывать особенности отношения школьной молодежи к проблемам биоэтики в процессе воспитательной работы и обучения.

4. Наличие документов об использовании научных результатов (нет)

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретический анализ проблем биологической этики в моральном сознании старших школьников

1.1 Биоэтика как наука

1.2 Основные проблемы медицинской этики

1.2.1 Морально-этические проблемы, связанные со смертью

1.2.2 Морально-этические проблемы воспроизводства жизни

1.2.3 Биоэтика в клинической трансплантологии

1.3 Основные проблемы экологической этики

1.3.1 Развитие экологического сознания в социогенезе

1.3.2 Возрастная динамика экологического сознания

1.3.3 Нравственная ценность неживой природы

1.3.4 Отношение к животным как нравственная проблема

Глава II. Психологическая характеристика старшего школьного возраста

2.1 Общая характеристика подросткового возраста

2.2 Самосознание в старшем школьном возрасте

2.3 Особенности морального сознания в старшем школьном возрасте

Глава III. Эмпирическое исследование проблем биологической этики в моральном сознании старших школьников

3.1 Методология исследования проблем биологической этики в моральном сознании старших школьников: основные парадигмы исследования

3.2 Методика исследования проблем биологической этики в моральном сознании старших школьников: принципы конструирования

3.3 Статистические методы обработки данных исследования проблем биологической этики в сознании старших школьников

3.4 Результаты эмпирического исследования проблем биологической этики в моральном сознании старших школьников

3.4.1 Анализ-описание общего отношения к биомедицинской этике

3.4.2 Анализ-описание общего отношения к экологической этике

3.4.3 Возрастные особенности отношения к проблемам биоэтики

3.4.4 Гендерные особенности отношения к проблемам биоэтики

3.4.5 Типология отношений к проблемам биоэтики

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность исследования

Многочисленные проблемы биоэтики, ее специфические особенности, которыми совсем недавно интересовались только специалисты, в современных условиях становятся все более актуальными для всех людей. Биоэтику сегодня нельзя, как это было ранее, отождествлять с медицинской этикой, так как нормы и принципы медицинской этики не действуют в современных условиях и, как следствие, их необходимо пересмотреть и уточнить.

Современная биомедицина непрерывно расширяет технологические возможности контроля и вмешательства в естественные процессы зарождения жизни, протекания и ее завершения. На сегодняшний день никого не удивить новостями о возможности замены поврежденных и больных тканей и органов или замене испорченных генов, о продлении жизни или влияние на процесс умирания.

В ряде случаев мы сталкиваемся с пограничными ситуациями, когда трудно определить имеем ли мы дело уже (или еще) с живым человеческим существом или только с совокупностью клеток, тканей и органов. Пределы вмешательства в жизненные процессы и функции определяются не только постоянно расширяющимися научно-техническими возможностями, но и нашим пониманием того, что есть человек, а значит и того, какие действия и процедуры по отношению к нему допустимы, а какие, напротив, неприемлемы.

Проблемы биоэтики становятся все более и более актуальными. Те нравственные принципы, которыми люди пользовались на протяжении многих тысяч лет, не учитывают современных возможностей и явлений, которые внесла наука в жизнь. Ввиду этого, человечеству нужно принять новые законы жизни, принимающие во внимание новые тенденции. В связи с этим большое внимание заслуживает проблема установления позиций общества к таким животрепещущим вопросам, как репродукция человека, клонирование, эвтаназия, трансплантология и другим.

Многие ученые приходят к выводу, что экологический кризис — это во многом мировоззренческий кризис. Разрешение экологического кризиса нуждается не столько в практических действиях, новых технологиях, сколько в экологическом пересмотре нашей морали. Такой пересмотр связан с развитием экологической этики, как новой науки. Основная задача этой науки состоит в создании системы нормативных установок, определяющих отношение, поведение, действия человека, направленные на его естественное окружение — природу. Такая постановка вопроса предполагает приложимость морально-этических понятий к камням, рыбам, животным, деревьям, водоемам. Решение экологических проблем невозможно без изменения экологического сознания, развития экологической этики во взаимоотношениях человека и природы.

Цель исследования

Исследовать отношение старших школьников к наиболее острым проблемам медицинской этики — репродукции человека, клонированию, эвтаназии и другим; к проблемам экологической этики.

Объект исследования

Моральное сознание старших школьников.

Предмет исследования

Отношение старших школьников к морально-этическим аспектам проблем биоэтики, гендерные, возрастные и типологические особенности.

Гипотеза исследования

Мы полагаем, что существуют различия по отношению к проблемам биологической этики в моральном сознании старших школьников и студентов. Также в моральном сознании старших школьников относительно проблем биологической этики вероятны гендерные и типологические особенности.

Задачи исследования

1. Проанализировать философскую, психологическую литературу, посвященную проблеме биоэтики.

2. Рассмотреть психологические особенности старших школьников.

3. Провести констатирующий эксперимент, выявляющий особенности отношения к проблемам биоэтики старших школьников.

4. Выявить и описать общее и особенное в представлениях о проблемах биоэтики у старших школьников и студенческой молодежи.

5. Выявить особенности в представлениях о морально-этических проблемах биоэтики у мужчин и девушек школьников.

6. Выявить типологические особенности и описать их специфику.

Методологической основой исследования является основной тезис марксистской концепции, «согласно которому сознание человека есть общественный продукт и вся психика его социально обусловлена» Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Вопросы психологии. — 1983. — № 2. — С. 16., т. е. развитие человека как личности происходит путем присвоения материальной и духовной культуры общества. Для нашего исследования значимо понимать личность как «индивидуальное бытие общественных отношений» Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) / В. С. Мухина. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — М., 2010. — С. 495−496. Соответственно, проблема морали рассматривается как проблема среды (социально-нормативного пространства), которая определяет усвоение моральных ценностей и норм.

В качестве теоретической основы исследования выступил принцип изучения психических явлений, в котором выделяется моральное сознание и поведение. При этом предполагается «единство сознания и поведения, однако, не тождество…», и «…тождественные поступки могут совершаться по самым разнообразным мотивам» Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 2002. — С. 39. Соответственно, допускается возможность исследования сознания (морального) с помощью методов самооценки без регистрации поведении: «Психологическое познание — это познание психического» Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 2002. — С. 41.

Методология организации исследования. Исследование относится к эмпирическому типу знаний (количественный подход), в котором (в отличие от феноменологического, качественного или описательного) предполагается достоверный вывод. Для выявления возрастных особенностей используется метод поперечных срезов. Используется типологический подход для выявления типов в рамках одной возрастной группы.

Методы исследования

Решение теоретических задач осуществляется анализом и обобщением философской, теологической, деонтологической и медико-биологической литературы, связанной с предметом исследования. В собственном исследовании используется так называемый закрытый опросник: предлагается вопрос и несколько стандартных вариантов ответа.

Опросник состоит из двух независимых частей:

Методика «медицинская этика». В ней представлены вопросы, которые имеют отношение к морально-этическим проблемам, связанным со смертью. Вопросы были конкретизированы в следующих проблемах биомедицинской этики: пересадка донорских органов, аборты и эвтаназия (эвтаназия). Также были разобраны морально-этические проблемы воспроизводства жизни; вопросы клонирования, контрацепции, суррогатного материнства и донорства, искусственной инсеминации. Всего 24 вопроса.

Методика «экологическая этика». Среди основных проблем выделялись общие вопросы неживой и живой природы, применение природных ресурсов, загрязнение среды. Проблемы использования домашних животных, отношение к ним, и также отношение к вегетарианству рассматривались отдельно. Количество вопросов — 21.

Психометрические данные методик. Обе методики характеризуются конструктной валидностью — представлены теоретические описания диагностируемого феномена. Факторная валидность показывает, что разные аспекты морального сознания являются отдельными независимыми измерениями, относительно устойчивы, хорошо интерпретируются. Содержательная валидность — на все анализируемые структурные звенья морального самосознания есть задания. Доказана высокая дискриминативность (текущая валидность) — методики хорошо дифференцируют как возрастные, так и этнические (русских и дагестанцев) и гендерные, а также респондентов внутри однородных по составу групп. Методики репрезентативны — каждый из исследованных аспектов морального сознания представлен несколькими дескрипторами.

Достоверность результатов

Достоверность выводов обеспечивается статистическими методами обработки результатов: кластерный анализ (в нескольких вариантах), U — критерий Манна-Уитни, Х2 (Хи — квадрат). Как метод описательной статистики применялась кросс-табуляция.

Теоретическая значимость

1. Проанализирована литература по морально-этическим сторонам наиболее актуальных на сегодняшний день проблем биоэтики. Приводится сравнительный анализ концепций биоэтики и смежных понятий: «медицинская», «биомедицинская», «экологическая» этика.

2. Подтверждена гипотеза о наличии в моральном сознании старших школьников, относительно морально-этических аспектов важнейших проблем биоэтики, специфических особенностей, а также правомерность использования типологического подхода к исследованию представлений о проблемах биоэтики.

Практическая значимость работы

1. Впервые предпринята попытка эмпирическим путем изучить и описать отношение старших школьников к некоторым морально-этическим аспектам проблем биоэтики. Это дает возможность дальнейших сравнительных исследований.

2. Проанализированы и описаны возрастные, гендерные различия по рассматриваемым проблемам, а также типологические особенности.

3. Результаты, которые были получены в ходе исследования, предоставляют возможность учитывать особенности отношения школьной молодежи к проблемам биоэтики в процессе воспитательной работы и обучения.

На защиту выносятся следующие основные положения

1. В теоретических исследованиях по морально-этическим аспектам биоэтики представителей различных областей гуманитарных знаний имеются значительные расхождения во взглядах как на природу проблем в области биоэтики, так и на пути и методы их разрешения.

2. В контексте проблем биологической этики существуют различия в моральном сознании школьников и студентов.

3. Существуют определенные значимые различия между мужскими и женскими представлениями относительно проблем биоэтики. Особенно выражены типологические особенности.

Структура дипломной работы

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, одного приложения, содержит восемь таблиц.

Глава I. Теоретический анализ проблем биологической этики в моральном сознании старших школьников

1. 1 Биоэтика как наука

Биоэтика как исследовательское направление междисциплинарного характера возникла в конце 60-х — начале 70-х годов Огурцов А. П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы // Биоэтика: проблемы и перспективы / Отв. ред. С. М. Малков, А. П. Огурцов. — М., 1992. — С. 5. Ее естественной исторической предшественницей является традиционная медицинская этика, имеющая многовековую историю. Единственной морально-этической установкой медицинской практики было обеспечение блага пациента. Однако интенсивное развитие медицины и биологии ставило и продолжает ставить человечество перед необходимостью решения новых сложных вопросов, которые касаются уже не только врачей и ученых, а всех и лично каждого.

Термин «биоэтика» был впервые предложен Ваном Ренселлером Поттером в 1969 г. Пять лет спустя в 1974 г. вышла его книга «Биоэтика: мост в будущее» Судо Ж. Вызов биоэтики сегодня // Семья и биоэтика. Материалы международного симпозиума, СПб, 20−23 мая 1998 г. — СПб., 1998. — С. 157. Современные взгляды на биоэтику достаточно сильно отличаются друг от друга, поэтому трактовка термина «биоэтика» весьма разнородна. Прежде всего, биоэтику пытаются отождествлять с биомедицинской этикой, сузив ее до этических проблем отношений «врач — пациент». Но такое понимание в корне неверно. Как правильно отметила известный отечественный исследователь в области биоэтики Коновалова, что даже само название биоэтика получила от биологии, а не медицины. Б. Лихтерман Лихтерман Б. Этика милосердия // Медицинская газета. — 2002. — № 5. — С. 4. считает, что биоэтика — более широкое понятие, которое нельзя свести к отношениям врача и больного. Доктор медицины Монсеньор Жак Судо также вкладывает в понятие биоэтика широкий смысл. Он определяет его следующим образом: «Систематический анализ действий человека в биологии и медицине в свете нравственных ценностей и принципов» Судо Ж. Вызов биоэтики сегодня // Семья и биоэтика. Материалы международного симпозиума, СПб, 20−23 мая 1998 г. — СПб., 1998. — С. 157. Также говорится о таком понятие как «глобальная биоэтика», одной из составных частей которой является биомедицинская этика. В это понятие «входят моральные ценности, имеющие отношение ко всему мировому сообществу и не только человеку, но и всему живому на земле, космосу и пр.» Шамов И. А. Биомедицинская этика: Учебник. — М., 2006. — С. 67. В январе 2005 года в ходе Регионального совещания ЮНЕСКО по преподаванию биоэтики в странах Восточной Европы и по выработке Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека, проходившего в Москве, было принято следующее определение биоэтики: «термин „биоэтика“ относится к систематической, плюралистической и междисциплинарной области исследования, касающейся теоретических и практических моральных проблем, возникающих в медицине и других науках о жизни в их применении к человеку и отношениям человечества с биосферой» Шамов И. А. Биомедицинская этика: Учебник. — М., 2006. — С. 67. Из сказанного можно увидеть, что «биоэтика» имеет отношение к медицине, но никак не является синонимом медицинской этики.

Таким образом, существует узкое и широкое понимание биоэтики. Первое — ограничивает понимание биоэтики проблемами биомедицинской этики. Второе — более широкое, говорит о том, что понимание биоэтики включает в себя проблемы биомедицинской этики и экологической этики, которые затрагивают взаимоотношения человека и окружающей среды, как живой (животный мир), так и неживой (растительный мир). В данном исследовании мы будем опираться на широкое понимание биоэтики, но отделяющее проблемы экологической теории от проблем биомедицинской этики.

1. 2 Основные проблемы медицинской этики

1.2.1 Морально-этические проблемы, связанные со смертью

По мнению Л. В. Коноваловой, на первом месте по значимости среди проблем биоэтики стоят проблемы, ближе всего связанные с умиранием. Сюда относятся, прежде всего, проблемы эвтаназии, нового критерия смерти, аборта, трансплантации органов, т. е. «все те вопросы, где особенно четко проявляется наша гуманность». Вторая по значимости группа проблем связана с отношением к неизлечимо больным, инвалидам, дефективным новорожденным. В третью группу проблем включено все, связанное с воспроизводством жизни (искусственное зачатие, суррогатное материнство, клонирование), а также проблемы генетики и генной инженерии. При этом Л. В. Коновалова Коновалова Л. В. Новые моральные проблемы // Этическая мысль: научно-публицистические чтения / Ред. кол.: А. А. Гусейнов и др. — М., 1990. — С. 202. намеренно оставляет в стороне проблемы взаимоотношений врача и пациента, врача и родственников больных, поскольку они всегда входили в круг проблем профессиональной медицинской этики и продолжают в ней обсуждаться, хотя и приобретают сейчас нестандартные решения.

Однако такая классификация проблем весьма условна. И в представленной работе проблематика рассматривается в иной структуре. Конечно, мы начинаем анализ проблем с рассмотрения одной из самых сложных, хотя и имеющей долгую историю — проблемы жизни и смерти.

Проблема жизни и смерти имеет несколько аспектов. Один из них сосредоточен на процессе умирания, на том отрезке, предшествующем смерти, на котором сознание человека сталкивается с фактом личной смерти, знакомится с ней и либо вступает с ней в борьбу, либо смиряется, но при этом одинаково мучительно страдает.

Серьезной морально-этической проблемой является проблема правды и лжи в отношениях с умирающими больными. Традиционная точка зрения предполагает, что врач не должен быть искренним с больным, прежде всего в интересах самого больного, а порой и общества. Это необходимое и неотъемлемое право врача Лихтерман Л. Размышления о правде и лжи: что лучше для больного // Медицинская газета. — 2001. — № 36 — С. 11. Демократизация отношений врач — больной дала пациенту право требовать истину о своем диагнозе и прогнозе. В России же на сегодняшний день отстаивается традиционная точка зрения, «хотя и не обрела статуса правовой нормы, но воспринимается едва ли как официальная установка. Более того, отход от этой концепции в западных странах зачастую трактуется как свидетельство моральной деградации и врачей, и общества» Юдин Б. Г., Ясная Л. В. Когда надежды нет // Биоэтика: принципы, правила, проблемы / Отв. ред. и сост. Б. Г. Юдин. — М., 1998. — С. 375. Приведем пример из сравнительно недавно вышедшей книги. «По-видимому, при одних заболеваниях больной не должен знать ничего, при других ему сообщается лишь кое-что, наконец, при третьих его посвящают во все. Диагноз раза внутренних органов, других злокачественных опухолей сообщать больному отечественная клиническая традиция не рекомендует. (…) Такая позиция в отечественной медицине диктуется соображениями гуманизма» Лещинский Л. А. Деонтология в практике терапевта. — М., 1989. — С. 83. В этих словах на себя обращают два момента. Первый — сообщение или несообщение диагноза остается в полной компетенции врача, и права больного не учитываются вовсе. Второе — в качестве аргументов этой позиции происходи ссылка на «гуманизм, понимаемы не как уважение достоинства и самостоятельности личности…, но скорее как сострадание, диктуемое нежеланием травмировать» Юдин Б. Г., Ясная Л. В. Когда надежды нет // Биоэтика: принципы, правила, проблемы / Отв. ред. и сост. Б. Г. Юдин. — М., 1998. — С. 375. Таким образом, мы видим, что в России существует установка, в рамках которой за врачом остается право самому решать, что лучше для пациента, не учитывая его желание.

Эвтаназия. Слово эвтаназия происходит от греческого «euthanasia» и в буквальном переводе означает «легкая и быстрая смерть» Коновалова Л. В. Новые моральные проблемы // Этическая мысль: научно-публицистические чтения / Ред. кол.: А. А. Гусейнова и др. — М., 1990. — С. 201. Впервые термин «эвтаназия» употребил Ф. Бекон в семнадцатом веке для определения «легкой смерти». С девятнадцатого века в этот термин вкладывали значение «умертвить кого-либо из жалости», что подразумевало преднамеренное убийство человека с целью облегчения страданий. «Декларация об эвтаназии» от 5 мая 1980 года дает следующее определение эвтаназии: «Под словом эвтаназия подразумевается всякое действие или, наоборот, бездействие, которое по своей сути или намерению, приводит к смерти, имеющей целью устранение боли и страдания» Судо Ж. Эвтаназия // Семья и биоэтика. Материалы международного симпозиума, СПб, 20−23 мая 1998 г. — СПб., 1998. — С. 196. В это понятие не входит самоубийство или смерть, наступившая в результате обезболивающей терапии, если при этом напрямую не ищут смерти.

Основной вопрос, который заключает в себе проблема эвтаназии, состоит в том, что лучше: быстрая, но легкая безболезненная смерть или мучительное, но долгое умирание. Этот вопрос становится особенно острым, когда он касается безнадежно больных людей, мучительно страдающих от болей. Что в такой ситуации для них более предпочтительно: продолжать жить, испытывая невыносимые страдания, или перестать жить и страдать? А как должен поступить врач, когда он уже не может облегчить страдания больного? Как быть, если больной умоляет освободить его от физических и психологических мук при помощи смертельного укола?

Смерть рассматривается не как самое страшное, что может случиться с человеком, обозначается нечто более страшное, чем смерть. Как самое страшное выступает потеря собственного достоинства, утрата человеком самого себя. Вопрос в том, какую жизнь считать, «недостойной», «нечеловеческой». Кроме того, современное медицинское оборудование позволяет поддерживать жизнь пациентов, находящихся в бессознательном состоянии, в коме. Проблема эвтаназии осложняется и тем, что многие, в основном сторонники эвтаназии, выделяют в ней два вида: активную и пассивную эвтаназию. Первый означает «безболезненное умерщвление врачом безнадежно больного пациента; она подразделяется на три вида: убийство из сострадания к пациенту (осуществляется без мнения больного, как правило, когда он не может выразить своего согласия, находясь в коматозном состоянии), умерщвление пациента по его просьбе, самоубийство при помощи врача (врач дает смертельно средство в руки больного)» Знаков В. В. Понимание экзистенциального выбора: жизнь в страданиях или эвтаназия // Вопросы психологии. — 2005 — № 6. — С. 6. Речь о пассивной эвтаназии идет, когда «пациент находится в состоянии необратимой утраты функций головного и спинного мозга — необратимом вегетативном состоянии. В данном случае решение о продолжении или прекращении поддержания жизни принимают родственники, врач и т. д.» Богомякова Е. С. Эвтаназия как социальная проблема: Дис. … канд. соц. наук. — СПб, 2006. — С. 214.

Одним из сторонников активной эвтаназии является Дж. Рейчелс. В своей статье «Активная и пассивная эвтаназия» он яростно высказывается против постановления Американской Медицинской Ассоциации 1973 года о запрещении эвтаназии Рейчелс Д. Активная и пассивная эвтаназия // Этическая мысль: научно-публицистические чтения / Ред. кол.: А. А. Гусейнов и др. — М., 1990. — С. 208. Он обращает внимание на то, что этим постановлением закон запрещает активную эвтаназию, и позволяет практиковать пассивную эвтаназию, которая гораздо мучительнее, а значит бесчеловечнее, чем активная.

Философы Т. Бишо и Дж. Чилдресс (T. Beauchamp, J. Childress) Выбор позиции: Столкновение взглядов вокруг противоречивых проблем биоэтики (Taking sides: Clashing views on controversial bioethical issues / Ed. Levine C. — 3d. ed. — Guildford: Dushkin publ. group, 1989. — 370 p.: Реферат Лидеман Р.Р.) // Проблемы биоэтики: реферативный сборник / Отв. ред. Б. Г. Юдин. — М., 1993. — С. 26. не соглашаются с позицией, занимаемой Дж. Рейчелсом. Они отмечают, что активная эвтаназия всегда этически неоправданна, в то время как предоставление возможности умереть может быть поступком как оправданным, так и не оправданным в этическом отношении. Они акцентируют внимание и на том, что при разрешении активной эвтаназии, сфера ее применения будет неминуемо расширяться, например, в направлении признания этической оправданности активной эвтаназии новорожденных с серьезными дефектами физического и умственного развития.

В связи с вопросом о допустимости эвтаназии Ю. В. Хэн Хэн Ю. В. Эвтаназия неполноценных // Биоэтика: проблемы и перспективы / Отв. ред. С. М. Малков, А. П. Огурцов. — М., 1992. — С. 103. в своей статье «Эвтаназия неполноценных» обращается к теме, отраженной в названии. Отсутствие должного внимания к проблеме эвтаназии, по его мнению, весьма опрометчиво. Сегодня приходится констатировать факты возникновения все новых заболеваний, ухудшения наследственности, снижения иммунитета, роста генетических отклонений, увеличения количества интернатов для детей с аномалиями умственного и физического развития. В такой ситуации идея евгенического движения начала XX века о необходимости контроля за «качеством наследственного материала» приобретает новую актуальность.

Ярым противником эвтаназии является церковь. Согласно церкви Бог наделил человека жизнью. Бог — властелин жизни. И, следовательно, наивысшей ценностью является жизнь и любого рода посягательство на нее невозможно, а эвтаназия есть прямое нарушение заповеди «Не убий». Она является покушением на самое высокое, она поганит и смерть и жизнь, отрицает самого Бога. Однако, когда человек встречается лицом к лицу со смертью, когда уже нет никаких возможностей, или когда человек в безысходным коматозном состоянии, церковь допускает возможность «о прекращении такого вида помощи, который бы продлил жизнь человека в этих необратимых и мучительных условиях лишь на очень короткий срок» Петров В. И., Седова Н. Н. Практическая биоэтика: этические комитеты в России. — М., 2002. — С. 192. Однако, обыкновенного лечения и питания больной не должен лишаться.

Проблема эвтаназии сложна и многопланова, она заключает в себе много противоречий и тем самым привлекает к себе огромное внимание и порождает столкновение различных взглядов. Разброс позиций по отношению к эвтаназии весьма широк: от полного неприятия эвтаназии, до прямо противоположного мнения: эвтаназия — благо, которое необходимо разрешить.

Этические проблемы абортов. Особое место в сравнительно недолгой истории биоэтики занимает проблема аборта. Распространение абортов очень мало связано с развитием медицины и ее прогрессом. Однако биологический аспект в этой сфере важен, так как именно благодаря ему эмбрион можно рассматривать как человеческое существо и, поэтому, требовать для него правовой защиты против прихотей его родителей.

Главный вопрос в спорах об абортах таков: допустим ли аборт по этическим соображениям? Этот вопрос порождает еще несколько вопросов. Когда начинается человеческая жизнь? Является ли зародыш человеческим существом? Обладает ли он конституционными правами на жизнь и счастье? А если плод обладает такими правами, перевешивают ли эти его права право беременной женщины прибегнуть к аборту для решения своих проблем? Каковы последствия массового распространения абортов?

Религиозная точка зрения. Церковь придерживается мнения, что аборт есть убийство, которое невозможно никак оправдать. «Это сознательное уничтожение человеческого зародыша в период его утробного развития с момента зачатия и до рождения. Причем суть преступления совершенно не зависит от стадии жизни зародыша, то есть от срока беременности» Кашак Г. Опасность аборта // Семья и биоэтика. Материалы международного симпозиума, СПб, 20−23 мая 1998 г. — СПб., 1998. — С. 51. Церковь абортом считает и уничтожение эмбрионов, которые находятся за пределами материнской утробы, во время экспериментов, с целью которых является приобретение биологического материала.

Для церкви важней догмой является неприкосновенность и святость жизни человека, так как человек есть образ и подобие Божия. Эмбрион, в этом плане, из всех человеческих существ оказывается самым беззащитным и слабым, который «по божественной мудрости предоставлен заботам других людей и, особенно заботам матери» Сидуяпова И. В., Першин М. С., Ляуш Л. Б., Макеева И. М. Статус эмбриона // Человек. — 2007. — № 2. — С. 98. Ребенок, который еще не родился, является невинным.

Католическая церковь — абсолютная противница абортов. Она полностью запрещает искусственный аборт (даже по состоянию здоровья). Православие тоже отрицает аборт, так как основной заповедью православной церкви является заповедь любви. А аборт является нарушением данной заповеди, при этом в самом ее глубинном смысле — через убийство ребенка собственной матерью. В контексте ислама жизнь не родившегося дитя обязаны спасти, кроме случаев, связанных с безусловной медицинской надобностью, признаваемой законом ислама. Современные тенденции, разрешающие аборт, ислам не признает. В буддизме, убить — значит свершить самый ужасный проступок. «Не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное» Иванюшкин А. Я. Морально-этические проблемы искусственного аборта // Введение в биоэтику. Учебное пособие. — М., 1998. — С. 201. — с такой заповеди начинается буддистская этика. Решение статуса эмбриона и проблемы природы в буддизме таково: «зародыш священен и несет весь потенциал человеческого существа» Иванюшкин А. Я. Морально-этические проблемы искусственного аборта // Введение в биоэтику. Учебное пособие. — М., 1998. — С. 201. Поэтому аборт является убийством независимо от стадии. В контексте иудаизма аборт противоречит мессианскому предназначению и истории еврейского народа. В то же время, если беременность угрожает физическому здоровью матери, это обстоятельство должно быть принято во внимание.

Ряд представителей прикладной этики рассматривают проблему аборта с социальных позиций. На первый план выходят права женщины и как матери, и как человека. Противников прерывания беременности упрекают в двойных стандартах — получается, что у эмбриона права есть, а у матери их нет. Дж. М. Фрейм, являясь противником абортов, допускает возможность аборта в исключительных случаях, когда это необходимо для спасения жизни матери Фрейм Дж.М. Медицинская этика: принципы, личности и проблемы // Правительственная этика, деловая этика, медицинская этика / Отв. ред. и сост. И. Л. Галинская. — М., 1993. — С. 54.

Таким образом, в отношении вопроса о моральной допустимости аборта условно можно выделить три точки зрения на эту проблему Кагирова Г. В. Биоэтика: политические, этические, мировоззренческие аспекты. Опыт преподавания курса в Алтайском государственном университете. — Барнаул, 2004. — С. 190. Первая — либеральная указывает на то, что женщина имеет полное право принять решение о проведении аборте, и врач обязан помочь женщине реализовать это право. Эта позиция не рассматривает нерожденный плод, как человеческую личность и, следовательно, не обладает какими-либо правами. В связи с этим аборт не считается убийство. Необходимо отметить, что наше российское правительство является одним из наиболее либеральных по отношению к абортам. Вторая точка зрения — умеренная подразумевает, что в первые три месяца жизни набор прав плода меньше прав матери, и мать по своим экономическим и социальным соображениям имеет полное право совершить аборт, на последних же трех месяц «интересы матери могут „превысить“ права плода на жизнь только при наличии угрозы для ее жизни. Статус абортированных плодов авторы умеренной интерпретации рассматривают как промежуточный между человеческим и животным, что предполагает необходимость разработки особых этических и правовых норм, регламентирующих использование, утилизацию этих существ» Кагирова Г. В. Биоэтика: политические, этические, мировоззренческие аспекты. Опыт преподавания курса в Алтайском государственном университете. — Барнаул, 2004. — С. 190. И третья позиция, ее так же называют консервативной отстаивает мнение, что зародыш является человеческим существом, а поскольку право на жизнь составляет право каждого человеческого существа, то зародыш имеет такое право с момента зачатия. Аборт лишает жизни невинное существо. Следовательно, аборт — убийство, которое должно быть запрещено как морально недопустимое. Более умеренная консервативная точка зрения признает аборт недопустимым, но в виде исключения, когда присутствует прямая угроза жизни матери или когда беременность является следствием изнасилования или инцеста. В России данной позиции придерживаются представители православного христианства и других конфессий.

1.2.2 Морально-этические проблемы воспроизводства жизни

На протяжении последних двадцати пяти лет наблюдается настоящая биотехническая революция в сфере человеческого размножения, начиная от искусственных осеменений и заканчивая зачатием в пробирке или даже предложением о клонировании человека. Эти методы совершили настоящий переворот в решении проблем бесплодия, а также во взглядах на размножение человека.

Морально-этические вопросы репродуктивной технологии концентрируются в основном вокруг следующих проблем: правомочность манипуляций на половых клетках человека и на эмбрионе как с медицинскими (практическими), так и с исследовательскими целями; этические аспекты донорства половых клеток и поведения (относительно доноров) реципиентов и рожденных с помощью новых репродуктивных технологий детей; правомочность использования «суррогатной матери» (и при каких ситуациях); выбор пола плода родителями без учета медицинских показаний Курило Л. Ф. Некоторые морально-этические проблемы репродукции человека // Биомедицинская этика / Под. ред. В. И. Покровского. — М., 1997. — С. 167..

Искусственная инсеминация может быть гомологичной Иванюшкин А. Я. Новые репродуктивные технологии: этико-правовые проблемы // Введение в биоэтику. Учебное пособие. — М., 1998. — С. 222. — с использованием спермы мужа и гетерологичной — с использованием спермы донора. Следует отметить, что это же различение проводят и в том случае, когда речь идет о яйцеклетке — при гомологическом оплодотворении оплодотворенная яйцеклетка имплантируется той же женщине, у которой она была взята, при гетерологическом — другой женщине. Если биологические и социальные родители ребенка совпадают, такой метод вызывает сравнительно мало этических возражений и, как правило, не противоречит устоявшимся правовым нормам семейно-брачных отношений. Рождение же ребенка с помощью донора сопряжено со многими противоречиями морального порядка и, как показал опыт последних десятилетий, требует специальных юридических норм, регулирующих такую практику.

Суррогатное материнство. Под этим понимают «все случаи, когда зачатие, вынашивание и рождение ребенка осуществляется женщиной с целью передачи его другим лицам для усыновления» Биоэтический словарь: Учебное пособие / Сост. В. А. Киселёв. — 2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург, 2006. — С. 166. Суррогатное материнство ставит перед собой благую цель разрешения проблемы женского бесплодия, но при этом «порождает ряд острых биоэтических проблем: — анонимность доноров; - редукция эмбрионов; - феномен „генеалогической путаницы“; - наличие нескольких родителей (юридических, биологических, вынашивающей матери)» Биоэтический словарь: Учебное пособие / Сост. В. А. Киселёв. — 2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург, 2006. — С. 166. И как следствие возникает противоречивое к ней отношение. Сторонники говорят о том, что каждый человек имеет право на частную жизнь и право иметь потомство. А противниками являются различные религиозные конфессии, так как они считают, что использование женщины, как сосуда для выращивания чужого ребенка аморально.

Клонирование. Первые работы по клонированию позвоночных были начаты на амфибиях в начале 50-х годов и интенсивно продолжаются вот уже более пяти десятилетий. Отправная точка в истории клонирования взрослых животных — появление на свет 23 февраля 1997 года овечки Долли. Новость о клонировании овечки Долли стала громкой научной сенсацией, «определенной вехой на пути развития человечества» Иойрыш А. И. Давайте успокоимся! // Человек. — 1998. — № 3. — С. 21. В некотором смысле Долли не имеет ни отца, ни матери и является почти неразличимой копией овцы, от которой была получена клетка молочной железы, давшей свой генетический материала. Тогда всем показалось, что человечество вплотную подошло к черте, за которой начинается епархия Господа Бога. Под клонированием принято понимать «метод генной инженерии, ориентированный на повторение генотипа человека или животного, создание или тиражирование генетических копий людей (животных) путем бесполого размножения и иных манипуляций с генетическим материалом» Биоэтический словарь: Учебное пособие / Сост. В. А. Киселёв. — 2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург, 2006. — С. 166.

Возникновение клонирования как технологии связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с теоретической точки зрения исследователи хотели доказать идею о том, что «ядра зрелых клеток, которые закончили свое развитие, содержат всю информацию, необходимую для кодирования всех признаков организма, а специализация каждой клетки обусловлена включением или выключением определенных генов, но не утратой некоторых из них» Биоэтический словарь: Учебное пособие / Сост. В. А. Киселёв. — 2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург, 2006. — С. 166. Во-вторых, с практической позиции в сельском хозяйстве всегда существовала потребность улучшения качеств живых организмов, а в медицине — потребность в выработке новых препаратов и увеличения донорских органов для трансплантации.

При терапевтическом клонировании ставится цель лечения тяжелых заболеваний. Этот метод открывает большие возможности для таких заболеваний как рассеянный склероз, болезни Альцгеймера, Паркинсона, сахарный диабет и другие Шкаровская В. Смешались в кучу клоны, люди… // Аргументы и факты. — 2001. — № 49. — С. 14.

Репродуктивное клонирование подразумевает использование метода с целью создания человека. Отметим, что пока говорить о клонировании человека можно только теоретически. Специалисты в области клонирования говорят, что методически или технически клонирование взрослых млекопитающих разработано еще недостаточно, чтобы можно было уже сейчас ставить вопрос о клонировании человека. Большая часть религиозных учений настаивает, что рождение человека полностью в «руках» высших сил, что рождение, а, тем более, зачатие, должно проистекать естественным путем. Ватикан сообщил о неприятии вмешательства в процессы репродукции и в генетический материал человека и животного. Отношение Русской Православной Церкви остается неопределенной. Всеволод (Чаплин), возглавляющий секретариат по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних сношений Московского патриарха отмечал, что официальной позиции по этой проблеме пока не существует. По его мнению, наука должна развиваться, но под контролем общества и государства. Глава Коптской Церкви и Муфтий Египта сказали, что такого рода научная деятельность прекословит и божественным законам и моральным принципам: «клонирование людей противоречит основным принципам религии. Бог создал нас совершенными, и невозможно, чтобы человек вносил свои изменения, пытаясь повторить божественный акт творения» Иойрыш А. И. Давайте успокоимся! // Человек. — 1998. — № 3. — С. 22.

Таким образом, можно выделить как положительные стороны клонирования, так и отрицательные. К положительным — относятся «получение идентичных генетических копий конкретного взрослого индивидуума дает возможность использовать клетки и ткани (органы) для трансплантации с гарантией отсутствия нежелательных иммунологических реакций. (…) Нельзя упускать из виду научное значение клонирования для лучшего понимания процессов развития и дифференциации клеток человека» Лопухин Ю. М. Биоэтика: Избранные статьи (1993−2003). — М., 2003. — С. 67. Отрицательная же сторона включают в себя идею о том, что клонирование породит людей, функцией которых будет только предоставление органов для трансплантации. Также высказывается мнение, что произойдет деградация родительских семейных отношений.

На сегодняшний день Советом Европы принят Дополнительный протокол к Конвенции «О правах человека и биомедицине», в котором запрещается клонирование, а так как наша страна является членом Совета Европы, то, скорее всего, в ближайшем будущем присоединится к данному протоколу. «Во всяком случае, принципиальная готовность есть, дело лишь за решением организационных вопросов» Юдин Б. Г. Клонирование человека: предварительные уроки дискуссии // Биоэтика: принципы, правила, проблемы / Отв. ред. и сост. Б. Г. Юдин. — М., 1998. — С. 464.

1.2.3 Биоэтика в клинической трансплантологии

Операции по пересадке органов получили широкое применение в мире, особенно в развитых странах. За небольшим исключением, трансплантируются почти все органы: печень, почки, сердце, легкие, кишечник, паращитовидная и поджелудочная железы, роговица, кожа, кости, суставы, вплоть до клеток головного мозга.

Иными словами, клиническая трансплантология — это состоявшийся и признанный обществом метод лечения ранее безнадежных больных, это крайняя степень врачебного риска и последняя надежда для больного. Таким образом, трансплантационная хирургия, которая еще сорок лет назад находилась в стадии эксперимента, развивается в самостоятельную, динамично развивающуюся отрасль медицинской индустрии. При этом до настоящего времени остается нерешенным вопрос: во благо или во зло человечеству это происходит.

Много проблем связано с донорством органов. В трансплантологии обязательно присутствует донор и обязательно присутствует неразделимая пара донор — реципиент. «Донорство органов должно соответствовать трем принципам: добровольность, бескорыстие, осознанность» Ерофеев С. В., Гоглова О. О. Биоэтика: Учебное пособие. — Иваново, 2006. — С. 87.

На сегодняшний день донорами чаще всего являются близкие родственники. Общество принимает такого рода жертву и считает это не только благородным поступком, но и моральным долгом человека. И в связи с этим возникает проблема добровольности донора. Здесь выделяют два аспекта: с одной стороны семья может открыто принуждать донора сделать это, но чаще всего наблюдается «характер прикрытого морального или психологического воздействия» Ерофеев С. В., Гоглова О. О. Биоэтика: Учебное пособие. — Иваново, 2006. — С. 86. С другой стороны «врач может манипулировать информацией для склонения к донорству по причинам финансовой заинтересованности, своих научных интересов, связанных с испытанием новых хирургических приемов, средств медикаментозного лечения» Яровинский М. Я. Медицинская этика (биоэтика). — М., 2006. — С. 345. В таких случаях врач предоставляет только положительную информацию, а негативные стороны донорства умалчиваются.

Бывают же случаи, что для пересадки необходимы жизненно важные органы, которые в организме человека присутствуют в единичном экземпляре, и тогда донором выступает умерший человек.

При пересадке жизненно важных органов донором чаще всего является умерший человек. В настоящее время выделяется «три типа взятия органов:

· Рутинный забор подразумевает, что врачи могут забирать органы при вскрытии трупа и использовать физиологические жидкости и ткани для научных и практических целей;

· Презумпция согласия предполагает закрепленное законом согласие на забор органов от трупа, не требующее специального разрешения;

· Информированное согласие, или презумпция несогласия, подразумевает право индивидуума на автономию". (Ерофеев).

В первом случаем мы видим, что тело покойного рассматривается, как государственная собственность, которая может использоваться в общественных интересах. Такого рода забор органов осуществлялся в СССР и нередко осуществляется и сегодня Яровинский М. Я. Медицинская этика (биоэтика). — М., 2006. — С. 345. Во втором случае за умершим (при жизни) или за его родственниками (после его смерти) закрепляется право отказаться от такого рода манипуляций, но если покойный при жизни никаких соображений по этому поводу не высказывал и у него нет родственников, которые могут осуществить право отказа, то врачи имеют все основания использовать его органы для трансплантации. В третьем же случае право пользования органами полностью остается за человеком, он может, как отказать, так и, наоборот, дать согласие на использование его органов после смерти.

Такого рода донорство сталкивает с рядом проблем. В первую очередь противниками являются все мировые религии, которые считают любые манипуляции с трупом надругательством над памятью о покойном. Также возникает проблема констатации смерти человека. В настоящее время человек считается умершим, если его мозг перестает функционировать и отсюда вытекает проблема совершенствования диагностирования смерти мозга, также возникает вопрос: а по какому принципу выбирается реципиент?

По мнению некоторых исследователей Дземешкевич С. Л., Борогад И. В., Гурвич А. И. Биоэтика и деонтология в клинической трансплантологии // Биомедицинская этика / Под ред. В. И. Покровского. — М., 1997. — С. 143., принципы социальной справедливости и медицинской обоснованности распределения донорских органов должны соответствовать следующим критериям, которые обязательно необходимо учитывать при выборе реципиента:

степень совместимости донор — реципиент;

экстренность ситуации (приоритет реципиента, находящегося в угрожающем состоянии);

длительность нахождения в «листе ожидания».

Авторы отмечают, что выбор реципиента при наличии любых регламентаций — это всегда этический поступок для членов трансплантационной бригады и, прежде всего для ее лидера. Многие исследователи Тищенко П. Д. Моральные проблемы трансплантологии // Введение в биоэтику. Учебное пособие. — М., 1998. — С. 299. отмечают, что любая система распределения имеет изъяны и может быть нарушена недобросовестными врачами или пациентами.

Решением этой проблемы в ближайшем будущем может стать пересадка органов и тканей животных. Сейчас активно идут опыты по клонированию свиней. Их органы во многом схожи с человеческими: генетически, по размерам и физиологии. Однако возможность введения в практику такого источника органов для трансплантации порождает много вопросов и проблем. На ком будут испытывать подобные операции? Насколько правомерны клинические эксперименты подобного рода? Проблемы возникают на почве брезгливости и страха переноса человеку ряда инфекционных заболеваний Ерофеев С. В., Гоглова О. О. Биоэтика: Учебное пособие. — Иваново, 2006. — С. 91. Против опытов по пересадке свиных органов уже выступили представители ислама (для них свиньи настолько грязные животные, что они их даже не едят, не говоря уже о пересадке органов этих животных).

Разрыв между спросом и предложением на пересадку органов рождает еще одну проблему — проблему выбора кандидата на получение нового органа, а значит шанса на выживание. Кто же имеет преимущественное право на трансплантат? Тот, кто опаснее всех болен? Но именно в силу этого трансплантация вряд ли продлит его жизнь надолго. Или тот, у кого болезнь зашла пока не так далеко и поэтому его шансы прожить длительный срок выше. Можно ли учитывать при отборе реципиента его происхождение, образование, общественное положение? А может быть первым должен получать орган тот, кто может в полном объеме оплатить операцию, или тот, кто дольше других стоит в очереди? Однозначного ответа на этот вопрос до сих пор нет.

Религия и трансплантология. Большинство западных христианских богословов являются сторонниками трансплантации и положительно оценивают факт изъятия и переноса органа умершего в тело живого человека. Римско-католическая церковь считает, что донорство в трансплантологии — это акт милосердия и нравственный долг. Протестантские богословы признают законность существования человека, получившего орган от другого, однако продажа органов считается аморальной. Еврейская церковь признает пересадку органов, если речь идет о спасении человеческой жизни Дземешкевич С. Л., Борогад И. В., Гурвич А. И. Биоэтика и деонтология в клинической трансплантологии // Биомедицинская этика / Под ред. В. И. Покровского. — М., 1997. — С. 140. Православная церковь также терпимо относится к трансплантологии, считая, что пересадка органов не противоречит церковным канонам.

Показать Заполнить форму текущей работой

Скачать ⥥

Узнай стоимость написания твоей работы

Тип работы ^ свернуть

Выберите из списка Диссертация Дипломная Курсовая Контрольная работа Реферат Отчет по практике Чертёж Билеты к экзаменам Эссе Проверка выполненной работы Семестровая работа Другое Онлайн помощь Перевод Презентации (PPT, PPS) Доклад Шпаргалка Диссертация Магистерская Монография Выбрать тип работы Часть диплома Дипломная Курсовая Контрольная Реферат Диссертация Научно-исследовательская работа Отчет Ответы на билеты Монография Эссе Доклад Компьютерный набор текста Компьютерный чертеж Рецензия Перевод Репетитор Бизнес-план Конспекты Проверка качества Единоразовая консультация Аспирантский реферат Магистерская работа Научная статья Научный труд Техническая редакция текста Чертеж от руки Диаграммы, таблицы Презентация к защите Тезисный план Речь к диплому Отзыв на диплом Публикация статьи в Вак Essay Admission / Scholarship Essay Research Paper Research Proposal Coursework Term paper Article Literature / Movie review Reports Dissertation Thesis Thesis Proposal Creative Writing Business Plan Speech / Presentation Outline Annotated Bibliography Dissertation Proposal Proofreading Paraphrasing PowerPoint Presentation Personal Statement Non-word Assignments Math Assignment Lab Report Code Case Study Other types Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Кандидатская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Лабораторная работа Помощь on-line Копирайтинг

Предмет

Тема

Кол-во листов E-mail

для доступа к аккаунту, пароль будет выслан

Пожалуйста, заполните отмеченные поля

Желаем Вам успешной сдачи!

Инструкция на странице заказа →

Похожие работы


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Морально этические проблемы отношения к умирающему человеку - Этические Пенное пушка своими руками

Отношение к морально-этическим проблемам Отношение к морально-этическим проблемам Отношение к морально-этическим проблемам Отношение к морально-этическим проблемам Отношение к морально-этическим проблемам Отношение к морально-этическим проблемам Отношение к морально-этическим проблемам

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ