Закрыть ... [X]

Беседа о зубах в начальной школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Цель: дать детям сведения, необходимые дляукрепления здоровья, выработать на основе этихзнаний необходимые гигиенические навыки ипривычки, которые нужны для жизни и труда.

Задачи:

  • Расширить знания детей о гигиене полости рта;
  • Познакомить с основными правилам ухода за зубами, как правильно и последовательно чистить зубы, пользоваться зубной щеткой;
  • Воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета, к встрече с врачом – стоматологом;
  • Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: сборник загадок и пословиц, стихиС.Михалкова, А.Обуховой, С.Я. Маршака, К.И.Чуковского, иллюстрации: полости рта,строение зуба, лозунги: “Здоровые зубы, каждомулюбы!”, “Как поел, почисти зубки. Делай так двараза в сутки”, “Гигиена полости рта – этотщательная чистка зубов”, журнал “Миша” № 2 2001г.

Ход классного часа

Учитель: Дорогие, ребята! Сегодня к нам вгости приглашен всеми известный герой изпроизведения Н. Носова. Кто он вы узнаете изстихотворения.

Ученик:

Добрый врач, бывалый врач.
Чуть услышит детский плач,
В ранний час и в полночь
Поспешит на помощь.
По дороге, по реке.
По опасным тропам
С чемоданчиком в руке
И с фонендоскопом.
И его не устрашит
Ни мороз, ни тряска.
Он и в космос полетит
Делать перевязку.
Потому что он готов
Биться за здоровье.
Надо так без лишних слов
Поделится кровью.

Ученики: Это доктор Пилюлькин!

Учитель: Правильно, сегодня к нам в гостипридет доктор Пилюлькин.

(Входит Пилюлькин, дети аплодируют)

Пилюлькин: Здравствуйте, здравствуйте, моимилые девчонки и озорные мальчишки! Я рад новойвстречи с вами. Кто из вас любит разгадыватьзагадки?

  1. Когда мы едим – они работают, когда не едим – они отдыхают.
    Не будем их чистить – они заболят.
  2. Костяная спинка, жесткая щетинка.
    С мятной пастой я дружу, вам усердно помогаю.
  3. Красные звери в пещере моей, белые звери сидят у дверей.
    И мясо, и хлеб – всю добычу мою я с радостью этим зверям отдаю.
  4. Что я – сахар иль мука? Сам не знаю я пока.
    Сам я думаю, гадаю, как на зубы попадаю, и эмаль им сберегаю?
  5. Чистить зубы каждый день мне нисколечко не лень.
    Чистит быстро, чистит четко в моих руках зубная …. (щетка)

Пилюлькин:

Вы, наверное догадались, что речь пойдет озубах.

Что вы знаете о зубах?

Дети делятся своими знаниями о зубах.

Пилюлькин:

- Кто знает, сколько у взрослого человека должнобыть зубов? (32 зуба)

- Когда человек рождается, у него сначала нетзубов. Затем они постепенно появляются и к 2-3годам, у него полностью прорезаются его первыезубы. Их называют молочные. Их всего 20. Из них 10зубов в верхней челюсти и 10 в нижней. Молочныезубы живут лишь несколько лет. Потом они начинаютпостепенно выпадать, а на их месте вырастаютдругие – постоянные. Если человек потеряетпостоянный зуб, новый на его месте уже невырастет. Молочные зубы выпадают в разномвозрасте.

Пилюлькин:

Ребята, у кого из вас выпадали зубы? Обычно детине слишком огорчаются оттого, что у них выпадаютмолочные зубы, даже когда во рту образуетсяпустое пространство между зубами. Вы ведьпрекрасно понимаете: выпадают молочные зубы,значит, вы растёте!

- А что вы делаете, когда у вас выпадает зуб?

Существуют обычаи, связанные с выпадениемзубов.

Испанские обычаи. Надо забросить зуб на крышудома и рассказать маленький стишок, приглашаямышонка прийти, взять зуб и принести ребенкуновый. Стишок звучит так: “Маленький мышонок,маленький мышонок, возьми свой зуб и дай мненовый”. (Считают, что молочный зуб долженпринадлежать мышонку, потому что он хрупкий инепостоянный, и мышонок принесет взаменпостоянный зуб).

В Америке – дети кладут на ночь выпавшийзуб под подушку на ночь специально для ЗубнойФеи, которая может забрать зуб и положить вместонего несколько монеток!

Японский обычай. Когда ребенок теряет зуб, онбросает его в воздух (или на крышу) и кричит:“Превратись в зуб Они”. Они - японское чудовище,у которого очень сильные зубы.

Японский и индонезийский обычаи. Еще одиняпонский и одновременно индонезийский обычайпохож на китайский. Разница в том, что здесьделают наоборот: если выпадет нижний зуб, то егобросают на крышу, если верхний - под кровать илипод крыльцо

- Когда ребенок вырастает у него должно быть 32зуба.
- Проведите языком по зубам. Все ли зубы у васодинаковые по форме, толщине?
- Зубы у нас разные.
- Зубы состоят из твердого вещества, которое естьв нашем организме. Это вещество намного прочнее,чем кости. Зубы должны быть очень прочными, ведьмы пережевываем ими пищу. Давайте, посмотрим, изчего состоит зуб.

Зуб - это живой орган. Каждый зуб состоит из трехосновных частей:

  • Коронка — часть зуба, которая видна в полости рта;
  • Шейка — часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной;
  • Корень — часть зуба, которая располагается в челюсти.

Ученик:

Как у нашей Любы разболелись зубы.
Слабые, непрочные – детские молочные.
Целый день бедняжка стонет, прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас! Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет, не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет, из бумаги куклу клеит,
Чем бы доченьку занять, чтобы боль зубную снять?

Пилюлькин:

Как вы думаете, ребята, почему у Любыразболелись зубы? Дырка в зубе – всегдабольно! Что вы ощущали в период зубной боли?

Дети рассказывают о своих ощущениях.

Ученик:

Ежик плачет и кричит – Очень сильно зуб болит!
А к врачу идти боится: - Мама, не пойду в больницу!!!
Доктор мне совсем не нужен, может сделать только хуже.
- Не кричи так, милый Ежик, врач полечит и поможет.
Поскорее успокойся и врачей совсем не бойся.
Доктора нужны затем, чтоб помочь всегда и всем

Ученик:

У волчонка зуб заныл, он пошел к врачу
В кресло сел, но вдруг вскочил с криком: - Не хочу!
Зарычал и сгоряча чуть не укусил врача!
Бегать стал от докторов и остался без зубов!
Трудно волчонку добычу ловить, что ж, надо вовремя зубы лечить!
И при леченье уметь потерпеть, чтобы здоровые зубы иметь.

Пилюлькин: О каком враче идет речь? Врач –стоматолог лечит десны, зубы делает их здоровыми.Слова “стома” по-гречески означает “рот”.Рассматривание рис. 3.

Пилюлькин:

Зубы покрыты эмалью. Она твердая, защищает зубыот повреждения. Но если за зубами неправильноухаживать или неправильно питаться, могутобразоваться кариес. Что обозначает слово“кариес”? Как вы думаете, это заболевание илинет? Когда возникает это заболевание? У кого извас был кариес?

Чтобы зубы были здоровыми – их надо чистить.Это люди поняли давно. Что только они неперепробовали в поисках подходящего для этогосредства. Древние греки, например, использовализолу, толченое стекло с песком и даже пемзу.Зубной щеткой им служили шерстяные тряпочки,пропитанные медом, а зубочистками – когтиживотных. Конечно, такой уход за зубами был малоприятен, однако, по свидетельству античныхдокторов, зубы древних греков выглядели простозамечательно. Жители Индии нашли более приятныйспособ – они жевали древесную кору. Её мягкиеволокна очищали зубы, а выделяемый сокдезинфицировал полость рта и укреплял десна. Встранах Азии, чтобы сберечь зубы, их покрываличёрным лаком… А жители Ближнего Востокапротирали зубы кожурой граната, в Сибири жевалиспециально обработанную смолу.

В Средние века были изобретены зубные эликсиры,которыми не чистили, а полоскали рот. Кстати, онидошли и до наших дней. Во второй половине ХУП векаоткрыли новое средство – соль! Рекомендовал еёголландский учёный Антони ван Левенгук, которыйоткрыл неизвестный до тех пор “мир микробов”…Его поразило обилие микробов находящихся у насво рту, и он сразу принял меры для борьбы с ними…Протерев зубы солью, он отметил, что число ихрезко сократилось. С тех пор он регулярно чистилею зубы и рекомендовал это всем. В ХIХ веке началичистить зубы толченым мелом, со временем егостали тщательно растирать, превращая в порошок,похожий на пудру. Зубная же паста появиласьтолько в двадцатые годы минувшего столетия. Воттак-то, казалось бы, совсем простая вещь и оченьнеобходимая человеку, а изобрели её позжеавтомобиля, паровоза и многое другое.

Ученик:

Зубы чистим пастой мятной, ароматной и приятной.
Щеткой действуем умело. Зубы станут очень белы!

Ученик:

Надо чистить каждый зуб, верхний зуб и нижний зуб,
Даже самый дальний зуб, очень важный зуб.
Изнутри, снаружи три, три снаружи, изнутри…

Ученик:

Мы чистим, чистим зубы и весело живем,
А тем, кто их не чистит, мы песенку споем.
Эй, давай, не зевай, о зубах не забывай,
Чистить зубы не ленись, снизу вверх, сверху вниз.

Ученик:

Как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты, очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил, помни правило такое:
К стоматологу идем в год два раза на прием.
И тогда улыбки свет сохранишь на много лет.

Пилюлькин:

Не реже 2 раз в год надо посещать стоматолога.Обязательно надо полоскать рот после еды ичистить зубы утром и вечером. Рассматривание рис.4.

Ребята вместе с доктором Пилюлькиным выполняютимитационные движения, как правильно чиститьзубы.

Пилюлькин:

Что надо делать еще, чтобы зубы были здоровые?

  • Содержите в чистоте зубную щетку. И обязательно выкидывайте старую, потрепанную зубную щетку, как только она утратит свои качества (каждые 3-6 месяцев или как только щетинки начнут отгибаться).
  • Правильное питание: ежедневно употреблять в пищу молоко или молочнокислые продукты, мясо, рыбу, черный хлеб, разнообразные овощи и фрукты во все сезоны года. Употребляйте твердую пищу: это укрепляет десна и зубы.

Ешьте сыр – истребитель бактерий.Если высъели что-нибудь сладкое, то в первые же 5 минутзаешьте его кусочком сыра (25 – 30 г) с низкимсодержанием жира или совсем нежирного –истребитель бактерий. Небольшое количество сырастимулирует образование слюны, котораянейтрализует кислоту, вызывающую кариес. Крометого, в сыре присутствуют особые вещества,способствующие предохранению зубной эмали отразрушения.

Погрызите яблоко. Любые твердые фрукты иовощи замедляют процесс разрушения зубов.

Ешьте больше йогурта. Нежирный натуральныййогурт – великолепный источник кальция, которыйспособствует формированию здоровых зубов вюности, укрепляет кости человека, поддерживающиебелоснежные зубы.

Осторожно с пищей, пристающей к зубам. Бананыи изюм полезны для организма человека, но совсемне для наших зубов.

О пользе жвачки. Лучший десерт для зубов –жевательная резинка, не содержащая сахара.Жевание жвачки в течение 20 минут после едыспособно уменьшить риск разрушения зубов, еслиболее 20 минут, жвачка способствует разрушениюзубной эмали.

Проводится игра “Здоровые зубы”. Из всегоколичества картинок с изображением различныхпредметов нужно выбрать предметы, которыесохраняют здоровье зубов. (Орехи, молоко, творог,сыр, семечки, конфеты, шоколад, морковь, зубнаяпаста, яблоки, торт, мармелад, и т.д.)

Давайте сделаем вывод, как же сохранить зубыздоровыми?!

  • Ешьте фрукты и овощи!
  • Не злоупотребляйте сахаром и сладостями!
  • Полощите рот после еды!
  • Чистите зубы два раза в день: после завтрака и перед сном!
  • Меняйте зубную щётку каждые 3 месяца!
  • Дважды в год посещайте стоматолога!

Пилюлькин:

Если у вас будут здоровые зубы, то у вас будеткрасивая улыбка. Когда мы улыбаемся – мы делимсясвоим хорошим настроением! И чем чаще мы этоделаем, тем больше человек будут радоватьсяжизни вместе с нами! Давайте чаще улыбаться!

Дети становятся в круг и исполняют на прощаниепесню “Улыбка” из мультфильма “Крошка Енот”

Пилюлькин: Внимание! Внимание! Объявляетсяконкурс на лучший рисунок “Здоровые зубы,каждому любы!”


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Классный час (2 класс) на тему: Методическая разработка Как связать на спицах кофту с капюшоном

Беседа о зубах в начальной школе Беседа о зубах в начальной школе Беседа о зубах в начальной школе Беседа о зубах в начальной школе Беседа о зубах в начальной школе Беседа о зубах в начальной школе Беседа о зубах в начальной школе Беседа о зубах в начальной школе

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ